2007 год ИОП «Модульная подготовка специалистов по обслуживанию, наладке и ремонту высокопроизводительного автоматизированного оборудования в машиностроении»
Инновационная образовательная программа
«Модульная подготовка специалистов по обслуживанию,
наладке и ремонту высокопроизводительного автоматизированного оборудования в машиностроении»
Инновационная образовательная программа ( далее ИОП) была представлена в 2007 году в рамках национального проекта «Образование» на конкурс по отбору государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, и Екатеринбургский политехникум стал одним из победителей, получив общее финансирование в объеме 40 млн.руб.
ИОП «Модульная подготовка специалистов по обслуживанию, наладке и ремонту высокопроизводительного автоматизированного оборудования в машиностроении» охватывает профили Оптическое производство и Металлообработка, задействованы
образовательные программы профессиональной подготовки «Оператор станков с программным управлением», начального профессионального образования профессий «Слесарь по КИПиА», «Оптик-механик», «Слесарь - ремонтник», среднего профессионального образования специальность «Автоматизация технологических процессов и производств».
Соинвесторами проекта стали Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-Свердловский инструментальный завод» и Федеральное государственное унитарное предприятие «Уральский оптико-механический завод».
Модернизация производства на предприятиях приводит к появлению сложного многооперационного оборудования (далее «центр»), выполняющего несколько технологических операций. Например, на УМК «ПУМОРИ – СИЗ» современное высокопроизводительное автоматизированное оборудование составляет более 20% станочного парка, на ФГУП ПО «УОМЗ» -5%
Работодателем формируются качественно иные требования к профессиональным квалификациям работников, включающие компетентности разных квалификаций на современном уровне.
Например, для ФГУП ПО «УОМЗ» это компетенции оптика-механика, так как оборудование применяется для производства оптико-электронных приборов, для УМК «Пумори-СИЗ» это компетенции специалиста по металлообработке.
Традиционные образовательные программы не предусматривают подготовку специалиста с компетенциями по разным профилям. Поэтому, исходя из запросов работодателей, необходимо менять структуру подготовки специалистов. Была разработана модель реализации образовательной программы
Основная идея ИОП заключается в создании модульных программ, основанных на компетенциях, востребованных конкретным работодателем, реализуемых в рамках основной образовательной программы начального профессионального образования (далее НПО), среднего профессионального образования (далее СПО) или дополняющих их.
Модульные программы включают в себя как единые требования к изучению автоматики, приводов, систем управления и т.д., так и специальные компетенции, необходимые для работы с оборудованием, применяемом на конкретном предприятии. Изучение каждого модуля завершается выдачей сертификата, подписанного работодателем. Решение о присвоении квалификации принимается по совокупности сертификатов.
В связи со сложностью и многообразием оборудования, используемого на высокотехнологичных производствах, на 1-2 курсах даются ключевые и полипрофессиональные компетенции, на 3 курсе - специальные компетенции, ориентированные на то предприятие, где обучающийся будет проходить производственную практику, а в дальнейшем и работать. Формирование у обучающихся требуемых компетенций на уровне НПО осуществляется через изучение необходимых модулей в рамках основной программы и профессиональной подготовки «Оператор станков с ПУ», «Оптик-механик», дополняющих основную программу.
Модульная программа, основанная на компетенциях,позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований работодателя к специалисту, обучать индивидуально, позволяет применять одни и те же модули в нескольких учебных программах.
Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что по мере изменений требований работодателя модули могут оперативно корректироваться. В зависимости от поставленной задачи возможна различная комбинация модулей для подготовки специалистов в сжатые сроки, учитывая исходный уровень образования обучающихся. Такие программы могут быть успешно использованы при обучении взрослого населения и повышении квалификации работников предприятий.
Реализация ИОП осуществлялась по нескольким направлениям:
· разработка нового содержания профессионального образования, а именно - выделение новых компетенций, востребованных работодателем, на основе функциональных карт;
· разработка конкретных модулей, направленных на формирование конкретных компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что по мере изменений требований работодателя модули могут оперативно корректироваться. В зависимости от поставленной задачи возможна различная комбинация модулей для подготовки специалистов в сжатые сроки, учитывая исходный уровень образования обучающихся. Такие программы могут быть успешно использованы при обучении взрослого населения и повышении квалификации работников предприятий;
· обеспечение производственного обучения и практики для обучающихся на современном оборудовании по интегрированным программам;
· обеспечение повышения квалификации педагогических работников для осуществления обучения по представленным направлениям;
· создание современной учебно-лабораторной базы, адекватной подготовке по представленным направлениям: стенды – тренажеры, современные промышленные станки, размещенные в шести новых оборудованных на самом современном уровне кабинетах и мастерских.
· Создание оптимального учебно-программного, методического обеспечения для подготовки специалистов. Новые учебные материалы включают в себя модульные программы, компьютерное сопровождение каждого модуля (от лекционного материала до контроля): учебные видеофильмы, компьютерные тесты
ИОП строится на основе современных образовательных технологий. В организацию образовательного процесса заложен принцип интенсивности, способствующий эффективному приобретению специальных компетенций, адаптации к меняющимся условиям производства.